Установленная автомобильная антенна должна быть
настроена в резонанс на средней частоте диапазона. Для настройки
и периодического контроля антенны и антенного кабеля применяется
измеритель КСВ, который включается в цепь между радиостанцией
и антенным кабелем с помощью отдельного кабель-переходника минимальной
длины. Различные типы антенн настраиваются разными способами,
поэтому необходимо ознакомиться с инструкцией. Как правило,
настройка антенны, имеющей в точке расположения надежный гальванический
(или ёмкостной - через всю площадь магнита) контакт с проводящей
подстилающей поверхностью (площадью крыши салона), осуществляется
уменьшением или увеличением длины штыря.
Постарайтесь добиться минимума КСВ (единица в идеале) в середине
выбранного Вами участка частот (например, между двумя наиболее
часто используемыми каналами). И если при этом на краях “рабочего”
диапазона удается получить КСВ не более 1,5 , то Ваш выбор каналов
правилен и антенна настроена отлично.
Внимание, возможны последствия !
Никогда не включайте радиостанцию на передачу, даже кратковременно,
с не настроенной антенной или “расстроевшейся” антенной, когда
пропадает надежный электрический контакт оплетки кабеля и “массы”
антенны с проводящей подстилающей поверхностью в точке расположения
антенны (КСВ более 2,5). В такой ситуации происходит непредсказуемое
пространственное перераспределение силовых линий ближнего электромагнитного
поля и на внешней поверхности оплетки кабеля антенны и всех
электропроводящих поверхностях кузова и, самое неприятное, внутри
салона автомобиля возникают высокочастотные поверхностные токи
значительной величины.
Вас перестают принимать даже близко расположенные корреспонденты,
а тангента слегка обжигает ладонь.
Особенно значителен уровень этих высокочастотных
напряжений на так называемых “концентраторах” – пространственных
проводниках электрическая длина (физическая длина, деленная
на коэффициент укорочения) которых близка или кратна четверти
длины волны. Такими явными “концентраторами” являются свободно
висящие жгуты проводников под приборной панелью, подключенные
шнуры зарядных устройств сотовых телефонов и витой шнур тангенты
радиостанции. По этим
проводникам высокочастотные токи непредусмотренным образом воздействуют
на элементы электрической схемы приборов и самой радиостанции
изнутри и могут вызывать их необратимые повреждения. Наиболее
чувствительными к такому воздействию являются (по убыванию)
центральный микропроцессор радиостанции (необратимое повреждение),
блок стеклоочистителя (кратковременный сбой в работе), микросхемы
памяти автомагнитол и, редко, сотовых телефонов (необратимое
повреждение), процессорная система управления двигателем (кратковременный
сбой в работе).
Заметим, однако, что подобные сбои и повреждения
при недопустимой эксплуатации радиостанции на не согласованную
нагрузку (“расстроенную” антенну), как свидетельствует статистика,
возникали в основном только в случаях применения дополнительного
оборудования высокой мощности. Для тех, кто предполагает или
уже эксплуатирует такое “вспомогательное” оборудование сообщаем,
что даже при полностью исправной и настроенной антенне, но при
оборвавшемся минусовом проводе питания этого оборудования или
при недостаточной площади сечения данного провода, так же происходит
нерасчетное перераспределение силовых линий ближнего электромагнитного
поля с соответствующими последствиями.
Другим опасным фактором в случае нарушения целостности
контакта “массы” антенны с подстилающей поверхностью и оплеткой
кабеля в точке расположения антенны, не редко приводящим к сбою
в работе и/или необратимому повреждению микропроцессора Вашей
радиостанции (даже если она выключена), является возникающая
в этом случае разность статических электрических потенциалов
между кузовом автомобиля и длинным штырем антенны. Помимо ухудшения
дальности связи в динамике радиостанции прослушиваются шорохи
и трески при движении автомобиля.
Статическое напряжение образуется за счет трения о воздушно-пылевой
поток и покрытие дороги. Интенсивность накопления и распределение
“статики” зависит не только от скорости движения, типов материалов
автомобильных шин и дороги или от общих погодных условий. Заметное
влияние оказывает градиент влажности на уровнях - дорожное покрытие,
колеса, кузов и антенный штырь. В результате между штырем антенны
и кузовом может периодически образовываться значительная разность
статических потенциалов с возникновением искрового разряда (как
при ударе молнии) в цепи штырь антенны – радиостанция – кузов
автомобиля.
Таким образом, при первом обнаружении Вами признаков
ухудшения качества работы антенны необходимо незамедлительно
проверить целостность всех соединений и контактов или обратиться
к специалисту.
Следует также отметить, что периодические осмотры с контролем
КСВ и минимальный регламентный уход за качеством соединений,
особенно в периоды смены сезонов, полностью обезопасят аккуратного
водителя от неприятных “не гарантийных” ситуаций и излишних
затрат.
|